Смотреть Алиса онлайн фильм бесплатно
Для начала — немного переводческих и адаптационных аспектов. Дело в том, что в оригинале фильм называется именно как «Сон Аленки», тогда как в переводе (ну, вернее, в адаптации) название звучит как «Алиса», что не является грубой ошибкой, но всё-таки даёт немного превратное представление об идее фильма. Несмотря на то, что это действительно экранизация знаменитейшей сказки Льюиса Кэролла, важно понимать, что главная героиня — это не Алиса. Алиса — конкретный персонаж, со своей историей, биографией, мотивацией и прототипом; Аленка же, по сути, ребёнок вообще. Она засыпает в знакомом, но непонятном для зрителя месте (что это — кабинет её отца или дедушки, склад, реквизитницаa), и дальше акцент идёт не на ребёнке, а на случающихся с ним чудесах. Конечно, это личная интерпретация, не претендующая на звание истины, но, как мне кажется, об этом стоило бы упомянуть отдельно.
Шванкмайер — чистый сюрреалист, а ни один из видов кинематографа не тяготеет к сюрреализму так явно, как мультипликация. С одной стороны, мультипликация может подражать физической реальности, но это именно тот вид искусства, для которого это не столь обязательно и нужно, как для игрового кинематографа. Задача мультипликации в принципе состоит в том, чтобы, сохраняя связь с физической реальностью, отойти от неё как можно дальше. В особенности ярко это проявляется в кукольной анимации: она — сродни театру, и постановка кукольного мультфильма напоминает театральную — не кино, заметьте, мизансцены кукольного мультфильма обычно оказываются близки к мизансценированию кукольного спектакля, а не игрового фильма. В этом плане «Сон Аленки» — уникальный фильм: если «Урок Фауста» — это, скорее, использование элементов кукольного спектакля и вертепа, а кукла в «Полено», по сути, играет роль спецэффекта, а не является элементом мульт-реальности, то «Сон Аленки» — это именно переход из мира физического в мир мультяшный… но кукольно-мультяшный, так что граница перехода замечается далеко не сразу, не говоря уж о том, что местом действия остаются вроде как реальные декорации дома. Не то чтобы Аленка куда-то напрямую переносилась — она, с одной стороны, ходит по тому же дому, в котором живет, а с другой — это всё-таки не тот дом. И вот эта двойственность, напоминающая о восприятии знакомого пространства внутри сна, и лежит в основе фильма… Шванкмайер не показывает Страну Чудес как именно отдельно существующую вселенную: вовсе нет, самое главное в Стране Чудес — это то, что она снится, а не то, что есть какой-то условно сказочный волшебный мир. И, поскольку Страна Чудес — это, в первую очередь, сон, то и, как любой сон, она может находиться где угодно, и совершенно необязательно воссоздавать ради этого сказочные декорации. Для того, чтобы совершить переход из одной локации в другую, надо просто открыть дверь… если сумеешь найти к ней ключ, конечно.
Сочетание иллюзорного и реального — вот что является основным правилом «Сна Аленки». Эту идея является достойной интерпретацией кэрролловской «Алисы» (странной, но достойной), и использование кукольной мультипликации помогает её донести. Предметы, валявшиеся доселе на полу, в шкафу и ещё чёрт знает где, оживают, сплетаются друг с другом, становятся истинными химерами и заодно жителями Страны Чудес; Аленка носится по родному дому, превращаясь из живой девочки в куклу, общается с носком-Гусеницей, ожившим чучелом Кролика и прочими почти-реальными созданиями. И именно этим фильм наиболее близко подошёл к оригинальному замыслу кэрролловской сказки. Потому что Страна Чудес настолько сюрреалистична, что её либо не показывать вообще (как это было в радиоспектакле Высоцкого — ещё одна гениальная интерпретация «Алисы»), либо — вот так, через призму сна, а не условно-волшебного государства с причудливыми декорациями.
Возможно, эта рецензия покажется очень путаной и словообильной — ну простите, уж какой фильм. Шванкмайеровская экранизация «Алисы в Стране Чудес» — это вам не прямолинейный «Лунтик»…
Фильмы по категориям. В скобках указано колчиество кинофильмов в категории.
База кино часто пополняется. Следите за новинками.