Смотреть Долгая счастливая жизнь онлайн фильм бесплатно
Сегодня России как единой страны не существует. То есть территориально мы еще держим границы (не без труда). Но нет чего-то неосязаемого и в то же время крайне необходимого чувства общности судьбы, добрососедства, укорененности в почве. Вырвало нас из этой почвы, мотаемся по ветру, точно степные сорняки, неудивительно, что жуткая, в сущности, мысль «Пора валить», как спасительный наркотик, соблазняет все сильнее, прокрадывается все настойчивее.
Нет того, что последние два столетия служило основой государственности в странах Европы, нации. Я, упаси Бог, не за маргинальный национализм, выродившийся в злоупотребление дичайшими сторонами человеческой натуры. И не за бездушный метанарратив «Национальная идея» его можно приравнять к ругательству после всех манипуляций, которые политтехнологи проделали с ним в последние годы. Но такие вещи, как элементарная осведомленность о положении дел, правдивость и открытость в обсуждении проблем, необходимы; это фундамент любой кооперации.
А их нет. Общество атомизировано, всех интересует лишь то, что происходит непосредственно под боком, в микромире. Интернет-среда ориентирована на локальный уровень, на городские сообщества а все, что кроме городов, 99% территории страны, покрыто розовой патокой телеэфира. И я даже не про то, что эти 99% попадают в кадр исключительно в рапортах о том, что Дорогая Партия открыла новый физкультурный комплекс. А о том, что масс-медиа создает грандиозный симулякр России: эфир, в соответствии с первичным значением этого слова, затуманивает разум и вливает в него, как цемент, нелепые мифы и стереотипы. Какой образ возникает в сознании при слове «деревня»? Пьяный мужичок на завалинке, рядом покосившаяся халупа и увязший в грязи трактор. А как на самом деле? Никому нет дела
Нет, постойте! Борису Хлебникову есть дело! Я потому так растекся мыслью по древу, чтобы понятнее выразить, сколь большое дело вершат фильмы, подобные «Долгой счастливой жизни». Внешне подвиг невелик: режиссер, словно журналист «Русского репортера», съездил в глубинку и написал репортаж о текущей ситуации. Но сделайте поправку на то, что это обстоятельный, серьезный, вдумчивый, затрагивающий все проблемные пучки репортаж; а самое главное репортаж реальный. Автор действительно съездил, действительно увидел и пропустил через себя, действительно переговорил с жителями (любопытно, что в съемках приняли участие сельчане, по сути, игравшие самих себя), а не просто пробежался по пресс-релизам да сводкам информагентств и, не поднимаясь со стула, набрехал несколько абзацев пустых, словно лопнувший воздушный шарик, слов. В «Д. С. Ж.» за каждым словом, взглядом и интонацией стоит нечто Живое, Естественное. Выстраданное.
Кстати, раз уж говорим о журналистике: весной этого года произвели фурор откровения уральского фермера Василия Мельниченко (помните его фразу «В России уровень бреда превысил уровень жизни?»). Работящий и толковый мужик, на таких страна бы держалась но именно в силу своей инициативности бедолага попал под мощный пресс местных царьков. Унылое болото нынешнего режима словно не в силах смириться с тем, что на нем вырастает что-то яркое, стремящееся к жизни и изо всех сил жаждет подавить, перемолоть. История Мельниченко доказывает, во-первых, что в стране созрел колоссальный запрос на злободневное, на правду из первых уст. А, во-вторых, что случай, рассказанный в фильме Хлебникова, абсолютно типовой. И потому, наверное, типовыми получились все персонажи мужики-работяги, чиновники, предприниматель-барыга, протагонист-стартапер, милиционер.
Типовыми но не поверхностно-пошлыми. А легко узнаваемыми, будто скопированными с реальности. Будто Хлебников везде ходит со скрытой камерой и диктофоном. Поражает острота восприятия жизни и художественное чутье этого режиссера признаки воистину большого художника. Кто-то скажет: зачем смотреть в кино сермягу, которая и так перед глазами ежедень? Но попробуй-ка изобразить, воссоздать эту сермягу так точно и тонко
В этом Хлебников, на мой взгляд, достойно смотрится в ряду великих певцов русского национального характера Пушкина, Гоголя, Чехова. Я бы назвал главной именно изобразительную составляющую фильма (которая по определению отстраненно-беспартийна), хотя большинство критиков сочли, что все ограничивается обличительным пафосом. Да, здесь хватает негатива на тему «гнилушек» нынешнего строя, но важно подчеркнуть жизнеутверждающий момент: мы будем стоять на своей земле и биться за нее до последнего. Так решают жители деревни, и главный герой легко соглашается -поскольку чувствует их правоту. Пока здесь живут такие настоящие люди («Я не знал, что вы такие», признается герой, и это открытие дороже потерянных денег), страну рано сдавать в утиль.
Но осажу себя. (Так недолго и до агиток!) Все куда сложнее сельчане еще покажут себя далеко не праведниками. Вообще с т. зр. психологического сюжета, драмы, картина первоклассная а потому рекомендую ее и тем, кого она не прельстила бы с т. зр. содержания. Все эпизоды под завязку начинены сложным подтекстом, проблемами морального выбора, тонкой комбинацией настроений просто ювелирная работа! Не мне, дилетанту, судить, где тут пролегает грань между мастерством режиссера и актеров, но, кажется, все сработали замечательно, раз достигнут такой эффект. Отдельное спасибо оператору динамичная съемка с рук подчеркивает естественность происходящего. И, конечно, овации исполнителю главной роли Александру Яценко. Вдуматься только: за последние 20 минут он не проронил ни слова!
Сам сюжет элементарен, как одноклеточный организм. Более того, внутренне статичен. Хотя нет: развитие начинается как раз с той сцены, где герой произносит свои последние слова (предлагает Вове цесарку на Рождество). После этого он долго мчится на своей машине, разгоняясь до неимоверной скорости. Метафора прозрачна: Хлебников запускает свой сюжет на орбиту античной трагедии. Весьма эффектный маневр. Но именно это показалось мне единственным слабым решением в «Д. С. Ж.». Финал трагедии равно жесток и предсказуем; в жизни так не бывает. Криминал вовсе не типовое окончание предложенного нам типового случая, иных развязок предостаточно. Не спорю, получилось необычайно мощно (а заключительная сцена и вовсе до дрожи), но здесь кроется искус в противовес тем, кто излишне лакирует реальность, излишне ее очернять. Фильм долго и успешно маскируется под репортаж но, когда уже почти веришь журналисту Хлебникову, тот все-таки сознается, что он режиссер. А «Д. С. Ж.» красивое, но все-таки кино.9 из 10
Кинофильмы по категориям. В скобках указано число кино в каждой категории.
База онлайн фильмов постоянно пополняется. Следите за новостями.