Смотреть кино Полуночный экспресс онлайн бесплатно
Снимать про тюрьму всегда выгодно с той позиции, что можно раскрыть не только тему внутренней и внешней свободы человека, что и предполагает само по себе такое госзаведение как тюрьма, но и проявить всю внутреннюю суть героя, поставив его в изначально пограничные выживанию условия. Учитывая особенности описываемых «не столь отдаленных мест», всегда оказывается трудным и не соврать и зрителю, хотя всем итак должно быть понятно, что благородных личностей за решеткой мало, но и не напугать его излишней жестокостью, которую и на экраны то лучше не пускать.
Для Алана Паркера тюрьма — это не столько четыре стены, в которых его персонаж осмысливает себя и ищет источники, где черпать дальнейшие силы, как это преподносит Фрэнк Дарабонт, а живой организм и чудовищное проявление одной из основных особенностей государства сосредотачивать и распоряжаться властью, не всегда честным путем. Это только недавно заговорили о правах заключенных, и о насилии над личностью со стороны сокамерников и тюремных надзирателей. В 1978 году «Полуночный экспресс» потряс многих своей откровенностью и жестокостью, в том смысле, что шаг за шагом продемонстрировал, как обыкновенный человек за мелкое преступление сперва оказывается пешкой в дипломатической игре и получает почти пожизненный срок, и как он в дальнейшем деградирует, ломаясь среди людей, для которых закон уже не значит ровным счетом ничего и даже не пугает. Взятая за основу история заключенного Билли Хейса, которого турецкие власти засадили за контрабанду гашиша, в руках сценариста Оливера Стоуна и режиссера Алана Паркера, выглядит талантливой агиткой, на тему, как бесчеловечно поступают с людьми в тюрьмах недемократических стран. Я убежден, что показанная в «Полуночном экспрессе» тюрьма далеко не самая худшая и жестокая, и что в Америке ситуация с заключенными ненамного лучше. А уж в России и вовсе понятным становится, что не столько страшен надзиратель с дубиной за металлической дверью, сколько сосед по камере, у которого всегда припасено лезвие или стеклышко, чтобы вскрыть тебе горло. Турецкая сторона и не собиралась принимать съемочную группу из Штатов, и тем пришлось снимать на Мальте. Политическую подоплеку фильма в дальнейшем можно опустить, так как помимо того, что «Ночной экспресс» это своеобразный политический укол, это еще и близкий к гениальности фильм на тему. Реальный Билл Хейс, как известно, в комментариях к фильму сказал, что Алан Паркер слегка преувеличил и додумал подробности его заключения. Мне же показалось, что скорее смягчил, если брать «Полуночный экспресс» как собирательный образ того прессинга, которому подвергается заключенный. Вызывает симпатию то, что изначально герой фильма не является очередным «невинно осужденным». Билл, строго говоря, настоящий преступник. Можно поспорить на тему, что гашиш — не наркотик, и даже в традиции некоторых стран, но раз он числится в реестре наркотических веществ, то заниматься его контрабандой, как ни выкручивай, противозаконно. Другое дело, что Турция более ли менее либеральная страна. Страшно подумать, что сделали бы с Биллом в Саудовской Аравии или в Йемене. В дальнейшем идет откровенный рассказ о нравах, царящих в турецком тюремном обществе, которому вменяется и вышеупомянутая жестокость, и подлость, и лицемерие, и сексуальное насилие, и коррупция с превышениями полномочий. Через всё это в той или иной степени приходится пройти герою картины. Главное — это не терять надежду, твердят ему все, но в центральном эпизоде, когда Биллу остается сидеть 53 дня, уже почти надломленному человеку, суд Анкары берет его дело на доследование и опровергает решение суда Стамбула, увеличивая срок до 30 лет. Про надежду всем тактично следует промолчать. Остаются лишь крайние меры, одиночество и безумие. Полуночный экспресс, о котором перешептываются заключенные — это побег, та самая крайняя мера. Граница с Грецией и свобода. Последний волосок, за который можно уцепиться и на мгновение забыть об окружающей действительности, все более напоминающей ад. Главным достоинством «Полуночного экспресса» можно назвать вменяемую ему откровенность, хорошую актерскую игру Брэда Дэвиса, и саундтрек, представляющий собой турецкие электронные мотивы, отмеченные «Оскаром». Из многих фильмов про тюрьму «Полуночный экспресс» выделяет честность в образе главного персонажа, а честность и фальшь на экране всегда чувствуются. Что-то честное про тюрьму может быть и правда тяжелым и неприятным. Когда над человеком регулярно издеваются и унижают, это меньше всего должно вызывать возвышенные чувства, а в тюрьмах только этим и занимаются. И люди ломаются там, и выходят на волю совсем другими, нежели чем были, если вообще выходят. С бывшими зэками мало кто общается, их почему-то подсознательно боятся. «Полуночный экспресс» как раз для тех, кто хочет разобраться в своем подсознательном страхе. Он живописно и талантливо расскажет о том, о чем вы слышали лишь краем уха. И то, ей-богу, приврет же, чтобы не слишком шокировать. А вот то, что в Краснодарских колониях для несовершеннолетних, заключенные впрыскивают себе в вены в воду, чтобы попасть госпиталь и хотя бы пару дней побыть вне «этого», это да, бывает. И об этом должны знать все, а выводы пусть уж каждый делает сам. 9 из 10
Фильмы по категориям. В скобках указано колчиество кинофильмов в категории.
База кино часто пополняется. Следите за новинками.